Наша сила — в единстве

Подробности материала:
Автор: Редактор

Ноябрьские праздники всегда были для советских людей одними из самых любимых. Годовщину Октябрьской революции отмечали в стране с размахом, шествиями, митингами, народными гуляньями. Но на заре 90-х годов российские власти изменили смысл праздника 7 ноября, объявив его Днем примирения и согласия.
Однако почти полтора десятка лет назад 7 ноября перестал быть праздничным днем. В декабре 2004 г. ему на смену пришел новый праздник с глубокими историческими корнями. 4 ноября теперь в календаре значится как День народного единства.
Он был учрежден в память о событиях 1612 г., когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Эта победа символизировала окончание в России Смутного времени, длившегося без малого тридцать лет. А в феврале 1613 года  на царский престол взошел первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович.
Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа 1612 г., была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645–1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
В прошлом веке традиции этого праздника исчезли, чтобы возродиться спустя почти столетие в образе Дня народного единства. И хотя это самый молодой общегосударственный праздник, по последним данным, его отмечают 42% опрошенных россиян. В этот день в разных городах и селах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.
Нельзя не сказать накануне этого праздника и о том, что адыги в XVII веке тоже внесли свой вклад в прекращении Смутного времени. Одной из ярких личностей того времени был  ближний боярин и царский воевода Дмитрий Мамстрюкович Черкасский, или Каншао Идароков. Он приходился племянником супруге Ивана Грозного, кабардинской княжне Марии Темрюковне. На последнем этапе стал деятельным сподвижником князя Дмитрия Пожарского, активно участвовал в изгнании из пределов России польских захватчиков. Во время выборов нового русского царя некоторыми боярами рассматривался как кандидат на царский престол, но в 1613 году Дмитрий Мамстрюкович поддержал избрание царем Михаила Романова. В дальнейшем он служил воеводой, в том числе Малороссии, фактически был царским наместником огромных территорий России, возглавляя приказы Казанского и Сибирского дворцов. Умер Дмитрий Мамстрюкович в 1651 г., не оставив потомства.
Кроме того, из летописей известно, что в 1614–1615 гг. западные адыги-черкесы на верность вновь избранному царю из династии Романовых, которые впоследствии неоднократно подтверждались. Именно с того времени в царский титул добавляется «Государь Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель».
Александр ПОЛТАВСКИЙ.
Снимок Алексея ГУСЕВА.