Пятница . 26 Апрель . 2024

Название город получил от одноименной реки. Традиционно Майкоп переводится с адыгского как «Устье долины яблонь». Однако кубанский историк Ф.А. Щербина считал, что название местность (а затем и город) Майкоп получила от крымских татар, которые основали в 1717 году свое стойбище в районе станицы Ханской. И буквальный перевод слова «Майкоп» с татарского означает «много масла». Некоторые русские исследователи возводили топоним «Майкоп» к фразе «копать в мае», якобы указывающей на время постройки крепости Майкоп (в мае 1857 г.). Однако это название гораздо старше самого города и впервые в русских источниках появилось еще в 1825 году, в донесении генерал-майора Вельяминова об основании им в районе нынешнего хутора Гавердовского временного лагеря — вагенбурга. Второй раз Майкоп упоминается в наградном листе полковника царских войск князя Бековича-Черкасского в 1826 году. Затем топонимы Майкоп, Майкопское ущелье, река Майкопка (впадает в Белую у п. Тульского) прочно вошли в литературу. А в мае 1857 года вновь создаваемой у выхода Белой из Майкопского ущелья крепости было присвоено название «Майкоп».
С юга город окаймляет невысокий горный хребет, именуемый сейчас Нагиеж (Нэгъыежъ), или Нагиеж-Уашх. Некоторые переводят это название как «орлиный хребет», но подтверждений этому нет. Однако это название не исконное. Известно, что западная часть хребта (если смотреть из города) именовалась у черкесов Тхьагъэлыдж ихьам — «гумно (место для молотьбы зерна) Тхагаледжа». Названа местность по имени древнего божества плодородия и изобилия. Кроме того, это название покрывало и территорию нынешнего ТОС №9 (за Белой или п. Первомайский) и употреблялось, в том числе и горожанами (Тхагалегова поляна), вплоть до середины прошлого века. А вот восточная часть хребта именовалась на русских картах как Тхабеж, что, видимо, является искаженным от «Тхачеж» — «большое место молодого бога». Здесь расположен такой объект, как Царская горка, названный так в память о посещении хребта Александром II в 1861 году.
Вся долина Белой, от нынешнего микрорайона «Восход» до Белореченска, именовалась черкесами Ибгу (Ибгъу). Этот редкий топоним зафиксирован и на картах, и в источниках периода Кавказской войны. По мнению историка Н. Емыковой, в полном виде топоним выглядел как Ибгъу мыжъуакI, что принято интерпретировать как «терраса (боковая сторона) реки, покрытая галькой». И действительно, гравий и галька встречаются в почвах Майкопской долины на значительном удалении от реки Белой. Причем это не только речные наносы — по некоторым данным Майкопскую долину в далекие времена сформировал язык горного ледника, спускавшегося с гор по руслу древней реки Белой.
Район улицы Низпоташной, где сохранился небольшой водоем — остаток старого русла реки Белой, адыги-черкесы именовали КъоIощ, или в русском произношении Когож, Кокош, Хоош. В переводе это означает «место, где живут свиньи». Во времена основания крепости Майкоп и позже эта местность была густо заросшей камышами и кустарниками, в которых обитали дикие кабаны.
Во времена основания крепости в Белую впадала небольшая речка Псипце (ПсыпцIэ) — «черная вода». Сейчас ее не существует, а русло ее проходило от нынешней улицы Береговой на Восходе до улицы Гаражной. Такое же название в те времена имела и речка Келермес, истоки которой находятся у хутора Советского, а протекает она через Белореченск. У поселка Северного начинается и река Псенафа, впадающая в Лабу и Кубань у Усть-Лабинска. Псенафа в переводе с черкесского — «светлая вода». Эта река имела и другое название — Псынэшъугъ — «гнилая вода». И Псенафа, и Псипце-Келермес протекали через большой лесной массив к западу от Майкопа (район х.Грушевого), который также назывался Келермес (Кэлэрмэз) — «черемшиный лес».
Над восточной окраиной города начинается невысокая гряда, которая покрыта густым лесом. Сейчас гряда известна как Махош-гора (Махошъкъушъхьэ), т.е. «гора махошевцев». Махошевцы — одна из черкесских народностей, обитавшая до Кавказской войны к востоку от Майкопа. В свою очередь и лес на горе называется Махошевским. Но так было не всегда — вплоть до конца позапрошлого века этот огромный лес был известен по названием Тхачег (ТхьэкIэгъ мэз). По мнению Н. Емыковой, топоним переводится как «лес под покровительством бога», а сам лес считался у черкесов священным с древнейших времен. Примечательно, что начинается этот лесной массив у подножия одной из жемчужин природы Адыгеи — горы Большой Тхач (ТхъьакI), что можно перевести как «жилище молодого бога».
В окрестностях Майкопа протекает одна река, которую также стоит упомянуть. Это река Фортепьянка, чье название давно служит предметом народных дискуссий. Хотя какое отношение может иметь музыкальный инструмент «фортепиано» к горной речке? Все проще. Дело в том, что по-адыгски ее название звучит как «Фыртыпанэкъо», что означает «долина вертящегося, цепляющегося кустарника (терна)». А еще раньше эта же река была известна под названиями Псыкош, Пшахопс, Пшекос, Пшехош, что возводится к «Пшъэхопс» — «песчаная река». Соседний с Фортепьянкой приток Белой известен сейчас как Лучка, а ранее как Лукко, Лу, Аукко. Адыги называют ее Лыкъу. Точное значение этот топоним, к сожалению, уже утратил.
Нельзя не упомянуть и о том, что к моменту основания крепости Майкоп здесь существовали поселения адыгов хуторского типа и несколько крупных аулов. По данным историка Н. Ловпаче, на левом берегу Белой располагались Тыганай, Даурхабль и Багадирхабль. Последний был расположен на месте нынешних дачных участков за новым мостом через Белую (западный обход города). На правом берегу, кроме Кохужхабля (в урочище Когож), вблизи кургана Ошад располагался Бгуашехабль, и южнее, на берегу Белой, — Касыйкохабль. Кроме того, начиная от нынешней инфекционной больницы и вплоть до ОПХ, зафиксированы более мелкие семейные хабли хуторского типа, располагавшиеся не далее километра друг от друга. После постройки крепости Майкоп все адыгское население с правого берега Белой ушло за реку.
Александр Данильченко.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости