Пятница . 26 Апрель . 2024

 

В День защитника Отечества Григорий Руденко по традиции наденет парадный мундир с боевыми наградами, а за праздничным столом первый тост обязательно будет за Родину. Для него, гвардии подполковника запаса, кавалера ордена Мужества и боевой медали «За верность Отечеству» первой степени, слово «Родина» имеет особый смысл.
Как-никак, а за плечами  служба в знойной пустыни Турменистана, разрушенном землетрясением армянском Ленинакане, две войны в Чечне, контузия, ранение и даже пребывание в списках погибших. Так что Родина для Григория Руденко понятие не абстрактное, а реальное и выстраданное всей его жизнью.
Откуда же у деревенского паренька, выросшего в сельской глубинке под Белореченском, такое обостренное чувство любви к Родине? По его словам, ни деды, ни отцы, ни кто-либо в родне отношение к воинской службе не имели. Но вот он, еще в детстве играя с ребятами в «войнушку», всегда мечтал быть военным. Да и воспитание отца способствовало реализации мечты.
— Нас в семье росло трое мальчишек, — рассказывает Григорий Федорович, — и отец, приучая нас к тяжелому крестьянскому труду, ставил перед нами три непременных условия: получить среднее образование, выучиться на шофера и отслужить в армии... Заветы отца мы все трое выполнили, а вот свою дальнейшую судьбу связать с армией решился только я.
Призвали Григория Руденко на службу в Москву, в первую отдельную бригаду охраны Министерства обороны и Генштаба СССР. Там и пришло окончательное решение стать военным. Написал рапорт и поступил в Горьковское высшее военное училище тыла. Учился с охотой и отлично, поэтому по его окончании командование училища предложило Григорию продолжать службу на престижной должности в Германии. Но он, будучи уже женатым, буквально выпросил направление в... Афганистан. Командир училища пожал плечами, но направление дал.
По прибытии в Ташкент узнал, что свободных должностей в Афгане пока нет. Ему предложили должность в местной дивизии. Было это в 1984 году. Так началась служба Григория вдалеке от родных кубанских мест. Хорошо, что рядом была любимая жена Таня, которая, как и подобает боевой подруге офицера, разделяла с Григорием все тяготы сурового быта. Затем последовали назначения в туркменский Чарджоу, где пески и нестерпимая жара, казалось, сводили с ума, потом разрушенный  Ленинакан, без света, отопления и горячей воды и, наконец, развал Союза и возвращение со смертельным риском домой через воюющие Армению и Грузию, где местное население, в одночасье забыв русский язык, угрожая оружием, занималось мародерством.
— Батька Махно по сравнению с ними отдыхает, — говорит, улыбаясь, Григорий. Но это сейчас на его устах улыбка, а тогда, в машине с Татьяной и маленькой дочкой Яной, было не до смеха.
— Проехали, как говорится, чудом, — заключает Григорий. — Видно, судьба меня и мою семью хранила.
Второй раз судьба продемонстрировала благосклонность к Григорию 31 декабря 1994 года, когда была расстреляна 131-я Майкопская бригада, где служил Григорий. В ту страшную ночь они стояли на окраине Грозного, когда получили приказ двинуться на помощь бойцам бригады во главе с полковником Савиным. Уже было понятно, что это бессмысленно, но приказ есть приказ. В районе Дома печати машина Григория попала под снайперский огонь, водитель был убит. Отстреливаясь, он сумел выпрыгнуть из горящей машины и под шквальным огнем чудом вырвался к своим. Его, раненного и контуженного, подобрали бойцы одного из уцелевших бронетранспортеров и вывезли в госпиталь. В этом ночном кошмаре никто, конечно, не считал и не выяснял, ранен ты или убит. Так Григорий оказался в списке погибших, о чем и сообщили его жене. И только спустя неделю из Ростовского госпиталя пришла самая счастливая для Татьяны весточка: «Я живой!»
Потом были лечение, возвращение в строй, вторая чеченская военная кампания, служба в Забайкальском военном округе и, наконец, увольнение в запас. За это время дети подросли. Сын Сергей пошел по стопам отца, также стал военным. По контракту проходит службу на российской военной базе в Абхазии.
— На сына я никакого давления не оказывал, — словно предвосхищая мой вопрос, говорит Григорий. — Это его самостоятельное решение. Раз нравится, пусть служит, продолжает нашу военную династию.
Дочь Яна после окончания вуза работает в Москве. По словам Григория, военная служба ее не прельщает.
— Видимо, насмотрелась на мытарства мамы, — вновь с улыбкой говорит Григорий, нежно обнимая жену.
Татьяна Николаевна — медсестра по образованию и по призванию. Делать добро людям — основа ее жизни. Невозможно представить, какие бытовые неудобства пришлось  пережить ей, следовавшей за мужем по гарнизонам огромного Советского Союза. Но всегда ее верными помощниками были коммуникабельность, открытость, оптимизм, доброжелательность, ее очаровательная улыбка, притягивающая людей. Еще и поэтому у семьи Руденко так много друзей. Со многими из тех, с кем им довелось служить, они  до сих пор поддерживают дружеские отношения.
Татьяна с самых первых дней службы мужа, с которым она познакомилась в ее родном Нижнем Новгороде, работала в санчастях. Довелось ей нести службу и в Чечне, во время второй военной кампании. А их дети, еще учившиеся в школе, остались дома, в Майкопе. Сын Сережа, старшеклассник, остался дома за старшего — воспитывал 11-летнюю Яну.
После службы в армии Григорий неожиданно для себя освоил новую профессию — строителя: он сам построил дом, который они спроектировали вместе с женой. Сейчас в нем стараниями Татьяны много цветов, и поэтому он как бы дышит. Он теплый и гостеприимный.
А Григорий вернулся к своим истокам: на семейном подворье — необыкновенно красивые курочки, живущие в построенном хозяином, можно сказать, дворце, телочка Марта, тоже обитающая в своем доме. И множество деревьев, уже дающих свои плоды. Как дали плоды годы военной службы Григория Руденко — мир, в котором мы живем.
Вновь пытаюсь вернуть его к годам службы и с учетом пережитого им и его семьей спрашиваю:
— А если все вернуть назад, повторил бы свой путь?
— Думаю, ничего бы не изменил. Отец мне всегда говорил: «Надо двигаться только вперед». Этому правилу я и следую. В прошлом было много сложного, даже трагического, но и много было хорошего. У меня отличная семья: жена, дети. Это мой путь, и я доволен, что прошел его именно так.
В завершение нашей беседы зашел разговор о легендарном фильме «Офицеры» и сказанной комдивом фразе: «Есть такая профессия — Родину защищать».
— Что для вас значат эти слова? — спросил я Григория.
— Пусть на меня не обижаются гражданские, но смысл ее может понять только военный. Это призвание, которое ставит жирный крест на всех своих личных желаниях и амбициях. Причем без всяких призывов к совести и чести. Если на карту поставлена Родина, все другое отступает на второй план. С этим надо родиться. Почему я и говорю, что это призвание. Мы редко говорим о высоком, но в любом случае у настоящих офицеров в любом застолье первый тост за Родину. И это не пустые слова.
Валерий Кондратенко.
Фото Аркадия КИРНОСА.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости