Пятница . 26 Апрель . 2024

Стоит отметить, что предыдущее повышение стоимости проезда в автобусах особо малой вместимости было в марте 2010 года, и тогда, и сейчас особого негатива со стороны населения подорожание не вызвало. Да, какая-то часть пассажиров, в основном это люди пенсионного возраста, теперь предпочитает дождаться троллейбуса. Основная же масса сетует на неудобство расчетов с водителем — либо ты роешься в кошельке в поисках «двушки», либо водитель вынужден тратить больше времени на сдачу, — и на тот факт, что в вечернее время дождаться общественного транспорта по-прежнему проблематично. К самому же повышению большинство относится с пониманием: цены сегодня растут на все, и на бензин в том числе, а водители маршруток — те же люди, которым нужно обеспечивать свои семьи.
К слову сказать, даже несмотря на повышение, стоимость проезда в Майкопе на сегодняшний день остается самой низкой на юге России. К примеру, у ближайших наших соседей — в Белореченске, проезд в автобусе особо малой вместимости стоит 14 рублей, в Нальчике — 13, в Ставрополе — 16, в Ростове-на-Дону — 17, в Краснодаре — от 20 до 30 рублей. Почему так разнятся цены? На этот вопрос мы попросили ответить руководителя отдела городской инфраструктуры администрации города С.М. Хаткова.
— Для того, чтобы повысить тариф на проезд, перевозчики должны представить экономическое обоснование своих затрат. Сюда входят зарплата водителей, стоимость запчастей, горюче-смазочных материалов, билетной продукции, налоги и так далее. На основании расчетов, учитывающих пассажиропоток, выводится себестоимость проезда и максимальный тариф, при котором предприятие может бесперебойно работать.
На сегодняшний день в Майкопе существует 12 транспортных предприятий, обслуживающих 19 маршрутов особо малой вместимости. Для расчетов были предоставлены данные наиболее крупных перевозчиков. Однако некоторые свои затраты они не смогли документально подтвердить. Согласно произведенным расчетам размер тарифа составил 12 рублей.
Удовлетворяет ли эта цифра перевозчиков? На этот вопрос мы попросили ответить А.И. Мальцева, руководителя ООО «Экспресс», обслуживающего маршруты №№ 19 и 27.
— Если брать в расчет период от последнего подорожания и до сегодняшнего дня, наши основные затраты возросли почти на 50 процентов: подорожал бензин, повысились налоги, поднялась зар-плата водителей. Поэтому повышение тарифа на два рубля наши проблемы не решит. По нашим расчетам, чтобы предприятия могли нормально работать, стоимость проезда должна составлять 16-17 рублей. Или же перейти на двухтарифную систему: к примеру, чтобы днем пассажиры платили за проезд 13 рублей, а в вечернее время — 15.
Кстати, тот же мини-опрос среди майкопчан показал, что больше половины работающего населения морально к двухтарифной системе оплаты проезда в маршрутных такси готовы. Главное, чтобы при этом действительно в вечернее время соблюдался график движения и не приходилось простаивать на остановках по 30-40, а то и 50 минут. Однако кто будет контролировать при этом добросовестность перевозчиков, и не окажется ли так, что маршрутки будут исчезать с наших улиц уже в предвечернее время?
Вот этот-то пресловутый контроль и является в проблеме главным камнем преткновения. Как сообщил С.М. Хатков, система ГЛОНАСС на сегодняшний день работает по-прежнему не в полном режиме, хотя показатели и приближаются к 90-процентному рубежу. И сегодня, даже не выходя из кабинета, специалисты отдела городской инфраструктуры могут проследить за тем, в какое время и в каком количестве автомобили того или иного транспортного предприятия выходят на маршрут, соответствуют ли требованиям договора графики их движения. Плюс к этому в межпиковое время сотрудники отдела сами выходят на улицы, чтобы провести мониторинг. Но, как отмечает Сизар Муратович, замечаний к перевозчикам пока много. Главное из них — отсутствие контроля внутри предприятий.
— Основная проблема перевозчиков, — подтверждает руководитель Управления государственного регулирования цен и тарифов РА А.М. Хапаев, — отсутствие реального контроля. Расчет максимального тарифа прост: затраты на содержание автопарка плюс рентабельность делятся на количество перевезенных пассажиров. По этому принципу выстроена тарифная политика не только перевозок, но и всех других услуг. Затраты перевозчиков растут, и объективная необходимость повышения стоимости перевозок существует. Но на сегодняшний день данные нашего мониторинга пассажиропотока разнятся с цифрами, представляемыми автотранспортными предприятиями. Выявить реальную картину может система ГЛОНАСС, если она заработает в полную силу. Если бы все перевозчики выполнили требования закона, доказать свои затраты им было бы несложно. Наша же задача — получить объективные цифры и провести необходимые расчеты, не ущемляя при этом ни права перевозчиков, ни права пассажиров. А последние, в свою очередь, вправе, оплачивая больше, требовать и более высокого качества услуги.
Ввести двухтарифную систему — тоже дело нехитрое. Но опять же вопрос в контроле. Кто будет определять, когда и сколько пассажиру платить? Оптимальным в этом случае, на мой взгляд, было бы введение электронной оплаты, которая уже существует во многих других городах. К тому же это позволило бы и более реально отслеживать пассажиропоток и соблюдение графиков движения. При электронной системе оплаты деньги списываются с карточки, поэтому не водитель и не пассажир определяют, наступило ли время «Ч». Но это, конечно же, требует определенных материальных затрат, в том числе и замены устаревшего автопарка. А для этого перевозчики часть прибыли должны направлять на развитие предприятия.
Одним словом, решать все эти вопросы необходимо комплексно. И начинать, конечно же, с реального контроля за пассажиропотоком. А когда майкопчане будут видеть положительные изменения в этой сфере, думаю, они согласны будут оплачивать реальную стоимость услуги.
Вера Корниенко.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости