Понедельник . 16 Май . 2022
2019-й год проходит в России под знаком Мельпомены. По мнению профессионального сообщества, — это глобальная пиар-кампания театра как феномена вообще. Потому что людям, занятым в этой сфере, хочется, чтобы к театру повернулась широкая общественность, чтобы в любой семье, в любом городе России стало доброй традицией ходить в театр. По статистике, регулярно эти учреждения посещает около 10% населения страны, что катастрофически мало. Поэтому одна из задач Года театра — увеличить этот процент, познакомить и привлечь более широкую аудиторию. Задача органов власти при этом — создать для театра новые возможности. В первую очередь — возможности демонстрировать результаты своей работы в рамках фестивалей, которые Год театра позволит сделать более масштабными, способствовать реализации новых творческих проектов, привлекать дополнительное финансирование, особенно в региональные театры. Обо всем этом накануне Международного дня театра состоялся наш разговор с министром культуры РА Юрием Аутлевым. — Юрий Шумафович, многие театральные деятели сегодня говорят о том, как важно развивать театры в регионах. Их оппоненты считают, что в России слишком много государственных театров. Каков ваш взгляд на этот вопрос? — Нам, действительно, от советской эпохи досталось богатое наследство в виде государст­вен­ ных организаций в сфере культу- ры. Я интересовался, как обстоит дело за рубежом: там большая часть учреждений культуры децентрализована, государственную поддержку получают единицы. То есть и в данной области — рыночная экономика в полном понимании этого слова. Есть в театре публика, может он продавать свой «товар» — значит, существует. Но и у нас сегодня идет процесс зарождения частных учреждений культуры, и театров в том числе. Конечно, наиболее активно это происходит в крупных городах, где такие учреждения могут финансово существовать. Но городов-миллионников у нас не так много, и если театры малых городов лишить государственной поддержки — они просто перестанут существовать. Поэтому, я думаю, здесь нужно искать золотую середину. Строить большой театр в маленьком населенном пункте и финансировать его из бюджета — смысла нет. Но имеет смысл сохранить действующие театры, вдохнуть в них новую жизнь, дать новый импульс работникам театра и подтолкнуть их к поискам креативных, интересных форм работы. А это, в свою очередь, привлечет в залы нового зрителя, и, в первую очередь, необходимо заинтересовать молодежь и детскую аудиторию, заразить их «вирусом театра», продемонстрировав всю многогранность одного из древнейших, сложных, синтетических видов искусства. — Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы зритель потянулся к театру? — Это сложная и многогранная задача, которую я разбил бы на три части. Первая — улучшение материально-технической части самих учреждений. Конечно, всем нам хочется прийти в театр, где все — от вешалки до оборудования сцены — соответствует требованиям современной жизни, где все направлено на удобство и зрителей, и актеров, где при постановке спектаклей используются новые технологии... Второе — формирование репертуара. Большое внимание необходимо уделять лучшим образцам драматургии — русской, зарубежной, национальной классики. Но при этом экспериментировать, давать дорогу молодым авторам и режиссерам. Если говорить о привлечении в театр школьников, то необходима координация театра и сферы образования. К сожалению, наши дети сегодня меньше читают, предпочитают смотреть. И театр мог бы, координируя репертуар в соответствии со школьной программой, ожи- вить изучаемые ими произведения. Подобный опыт есть в других регионах, мы его сейчас изучаем. И третий важный фактор — качество работы самих театров, актеров и режиссеров. Зритель хочет видеть хорошую работу. Тем более, что театр существует сегодня в очень жесткой конкурентной среде, и если он, уж простите за формулировку, не будет предлагать потребителю качественный продукт, потребитель предпочтет ему другие формы досуга, коих в наше время немало. Вот три столпа, на которых, на мой взгляд, держится успешность театров. — Год театра объявлен еще и с той целью, чтобы обратить внимание на проблемы. Какие из них сегодня актуальны для наших театров? — У нас на сегодняшний день действуют четыре государственных театра. В рамках Года театра не предусмотрено их дополнительное финансирование из федерального центра, однако у них есть прекрасная возможность поучаствовать в государственных программах, грантах, и большинство коллективов этой возможностью активно пользуется. Что касается субъекта, то благодаря усилиям главы республики Мурата Каральбиевича Кумпилова в последние несколько лет, и в этом году в том числе, изыскиваются дополнительные средства на поддержку коллективов. Например, более масштабным, чем обычно, планируется в этом году проведение международного фестиваля «Кавказский меловой круг». Он состоится с 22 по 28 апреля, в нем примут участие театральные коллективы из 12 стран. И для профессионального сообщества, и для поклонников театрального искусства это будет настоящим праздником. Основная проблема, которая актуальна сегодня для всех коллективов, — профессиональные кадры. Особенно остро стоит она, по понятным причинам, перед нацио­нальным, музыкальным и кукольным театрами. Поскольку здесь необходимы знание языка, вокальные данные помимо актерских и специальное образование для кукольников, соответственно. Русский театр в этом случае находится в более выигрышном положении, поскольку русскоязычный актер может играть в любом русском театре. Другой вопрос, будет ли удовлетворена его материальная заинтересованность. Но финансы — это, опять же, проблема общая. Сейчас в Русском государственном драматическом театре произошла смена руководства. Обязанности директора пока временно исполняет Роман Николаевич Корчага, и мы надеемся, что он справится и сможет наладить работу в театре в соответствии с требованиями времени. Проблемы Национального театра РА — это небольшой выбор произведений национальной драматургии и отсутствие аппаратуры для синхронного перевода. Для решения первого вопроса и с целью стимулирования местных авторов у нас периодически проводятся конкурсы, театр активно сотрудничает с драматургами, проживающими за рубежом. Второй вопрос не менее сложен, поскольку на сегодняшний день стоимость комплекта аппаратуры для синхронного перевода составляет почти 4 миллиона рублей. Но, думаю, со временем мы сможем изыскать эти средства. В наиболее выигрышном положении, на мой взгляд, сегодня находится Камерный музыкальный театр. Он имеет свой зал и, что очень важно, руководство театра делает очень много для того, чтобы постоянно совершенствовался актерский состав, привлекает известных дирижеров, участвует в федеральных программах... Такая активная позиция способствует улучшению качества постановок, расширяет географию гастролей и, конечно же, привлекает зрителя. Очень активно на сегодняшний день работает Театр кукол «Золотой кувшин». Да, у них тоже есть проблемы — как кадровые, так и материальные. Но благодаря участию в целевых федеральных программах театр получил возможность выезжать на гастроли, обновить оборудование зрительного зала, световую и звуковую аппаратуру. Думаю, в этом году благодаря грантовой поддержке нам удастся решить и проблему с транспортом, что позволит артистам чаще показывать свои спектакли юным зрителям в районах республики. Проблемы есть. Но, на мой взгляд, они решаемы. — Планируется ли в этом году целевое обучение молодежи в профильных вузах? — В этом году — нет. Дело в том, что несколько последних попыток набрать целевые группы были не совсем удачными. Например, в прошлом году, по договору с Театральным институтом им. Б. Щукина мы имели возможность направить на обучение 10 абитуриентов. Но отправили только троих. Поэтому решили усилить работу по профессиональной ориентации молодежи. Помимо этого, хотим вдохнуть новую жизнь в театральные кружки и студии. Кстати, буквально на днях произошло знаменательное событие — официально появился муниципальный молодежный театр в Тахтамукайском районе. Так что у наших профессиональных театров появляются конкуренты. Думаю, это для них хороший стимул искать новые формы работы. — Многих волнует сегодня затянувшийся ремонт Пушкинского народного дома. Что на сегодняшний день сделано и что еще предстоит? — Как я уже отметил выше, в последние годы руководством республики осуществляется беспрецедентная поддержка наших театров, в том числе главой Адыгеи­ привлекаются серьезные средства из сферы бизнеса. В частности, достигнута договоренность о выделении средств на ремонт Пушкинского народного дома с руководством завода «Волма-Майкоп». В прошлом году корпорация выделила более 32 миллионов рублей на разработку проектно-сметной документации, а затем и на ремонт крыши, замену систем вентиляции и отопления. Уже в этом году «Волма» профинансировала разработку проектно-сметной документации на весь оставшийся объем работ: замену систем электро- и водоснабжения, водоотведения, внутренний ремонт и ремонт фасада, приобретение необходимого сценического оборудования. Когда смета будет готова, станет ясно, какие работы можно будет осуществить уже в этом году. Кроме того, руководство республики выделило средства на разработку проектно-сметной до- кументации реконструкции концертного зала «Нальмэс», подана заявка в федеральный центр на финансирование работ. В том числе будет переоснащен и зал Камерного музыкального театра. Конечно, решить в рамках одного года все проблемы в этой сфере невозможно, но Министерство культуры и руководство республики сегодня прилагают все усилия, чтобы улучшить материально-техническую базу учреждений. А нашим театрам необходимо пересмотреть концепцию своей деятельность, чтобы обеспечить свое будущее. Вера Корниенко. Снимки Алексея Гусева.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости